Что такое ТРИЗ технологии в детском саду по ФГОС

Даша

Пробегала мимо
Регистрация
3 Мар 2019
Сообщения
194
Симпатии
23
В современных ДОУ актуально использование ТРИЗ технологии в детском саду по ФГОС, что это такое, в понимании воспитателей и детей? В первую очередь – это открытое творческое пространство, созданное для всестороннего развития маленьких людей.

Аббревиатура ТРИЗ расшифровывается как «Теории решения изобретательских задач». Методика создана для творческого развития малышей, раскрытие их потенциала.

Что такое ТРИЗ технологии


Что такое ТРИЗ технологии


Мышление детей не загружено шаблонами и стереотипами, которые появляются с жизненным опытом. Их ум открыт навстречу новым открытиям и познаниям. Каждый из них обладает собственной, уникальной способностью воспринимать окружающую действительность. Они неожиданно изобретательны и наблюдательны. В конце прошлого века в дошкольных учреждениях стали использовать новую методику, основанную на необычной теории.

Важно
Идея появилась благодаря писателю-фантасту, Г.С. Альтшуллеру, который творил в пятидесятые годы прошлого века. Он придумал концепцию, положив в основу всестороннее творчество, начиная от заданного вопроса и заканчивая ответом на него. В процессе поиска ответов творчеством пронизано всё – методы работы, подача материала.


Советский писатель-фантаст Г. С. Альтшуллер (в центре), автор ТРИЗ
Советский писатель-фантаст Г. С. Альтшуллер


Писатель взял за основу цитату Л. С. Выготского, который считал, что ребёнок способен воспринимать информацию только через призму собственной индивидуальности. Поэтому главная задача педагога – не противоречить естественности малыша, не мешать его природным особенностям. Технология начинает использоваться в группах с трёхлетками и усложняется по мере их роста.

Важно
Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.
Г. С. Альтшуллер
Технология ТРИЗ в ДОУ по ФГОС ставит перед воспитателем следующие задачи:

✔️ Формирование уникального образа мысли у детей, умение анализировать и делать выводы, находить связь между причиной и последствием. Обучение азам логики.

✔️ Создание единой картины окружающей действительности.

✔️ Пробуждение интереса к изыскательской деятельности, желание искать собственные способы решения поставленных задач.

✔️ Стимулирование памяти, развитие творческих возможностей.

Для продуктивного использования методики применяется логический алгоритм действий:

1. Обозначение задачи, выяснение проблемы. Для этого используются загадки, метафоры, подсказки.

2. Поиск и анализ противоречий. Выбор между плохим и хорошим, добрым и злым.

3. Анализ имеющихся ресурсов. Малыши выясняют возможности объекта, продуктивность его действий.

4. Оптимальный прогноз. Дети самостоятельно прогнозируют исход событий.

5. Создание разных вариантов решения задач. Используется театральная деятельность, головоломки и другие средства.

6. Поиск оригинальных и неожиданных вариантов развития событий.

Автор ТРИЗ технологии в ДОУ, писатель Г. С. Альтшуллер не мог и предположить, насколько популярной станет его теория спустя менее чем полвека. Можно сказать, что он сумел заглянуть в будущее. Это и не удивительно, ведь талантливые люди обладают огромным творческим потенциалом, который стремятся развить и в других людях. Если закладывать основы творческого мышления с самого раннего возраста, это приносит плоды, полезных для всего человечества.

Что развивает ТРИЗ технология


Методика ТРИЗ в детском саду


Методика ТРИЗ:
  • Универсальный инструмент, который подходит для использования во всех сферах жизни ребёнка;
  • Помогает развить скрытые способности, малыш использует свой природный потенциал;
  • Помогает наладить свободное общение, обмен уникальными мыслями;
  • Позволяет ощутить вкус успешных решений, удовольствие от творческой и мыслительной деятельности;
  • Стимулирует фантазию, направляя её в игровую, художественную, практическую деятельность;
  • Способствует формированию нестандартных личностей, способных выдвигать уникальные идеи, не боящихся трудных задач и неожиданных решений.

Применение ТРИЗ технологии в детских садах


Применение ТРИЗ технологии в детских садах


Любой воспитатель заинтересован в том, чтобы дети не скучали на занятиях, к решению задач подходили осознанно, стремились проявлять самостоятельность и раскрывали творческий потенциал.

Для этого используется несколько видов занятий с дошкольниками:

✔️ Творческие занятия – театрально-игровая деятельность, сказкотерапия, элементы импровизации. Используется индивидуальный и коллективный подход.

✔️ Нетрадиционное изобразительное творчество – применяются разные необычные техники работы с красками и всевозможные материалы.

✔️ Комплексные уроки – включают несколько видов деятельности, музыкальную, речевую, математическую. Проводятся ненавязчиво, в игровой форме, во время досуга детей.

Методика ТРИЗ для дошкольников подразумевает стандартную длительность занятий, в зависимости от возраста – от 15 до 30 минут. Отличается спецификой занятий, которые стандартно делятся на три этапа:

1. Введение в проблему, пробуждение заинтересованности.

2. Моделирование ситуации.

3. Выбор подходящего решения задачи. Анализ полученных знаний с помощью наводящих вопросов.

Использование ТРИЗ технологии в детском саду помогает развить самостоятельность и творческие способности. При этом используется минимальное количество теории и ограниченная помощь педагога.


Смысл в том, чтобы научить детей мыслить независимо от других, находить правильный ответ самостоятельно. Педагог направляет течение мысли ребёнка, но не вкладывает ему в голову готовые знания.
 

Сверху